СЛУЧАЙ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО
ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗА У РЕБЕНКА
Покровская Т.Е.
Цель статьи:
показать, что такую сложную патологию, как неврозы, успешно можно лечить
гомеопатией. Патология, с которой обратился на прием ребенок, – нервные
тики. Тики – быстрые клонические подергивания ограниченной группы мышц,
как правило, стереотипного характера, имитирующие произвольные движения,
в связи с чем они нередко производят впечатление нарочитых. Чаще
локализуются в мышцах лица и проявляются быстрым наморщиванием лба,
поднятием бровей, миганием, высовыванием языка. Реже встречается тик
шейных мышц – поворот головы в сторону, кивание вперед. У детей тик
часто развивается, как проявление невроза в результате стресса. Тики
чаще встречаются в возрасте 7-12 лет и являются весьма распространенной
патологией детского возраста. У мальчиков встречаются в 2-4 раза чаще,
чем у девочек. Часто тики усиливаются по мере приближения периода
полового созревания и постепенно уменьшаются с возрастом. Большинство
современных специалистов (в первую очередь психиатров) выделяет
невротические, неврозоподобные и смешанные тики. В закреплении и
клиническом оформлении тиков большую роль играет склонность к привычным
стереотипным действиям. По Ю.А. Фесенко преобладают три основные формы
тиков:
- неврозоподобные тики;
- невротические тики (как один из симптомов невроза);
- невропатические тики, появляющиеся на фоне невропатии, так называемой
врожденной детской нервности, на фоне негрубых резидуально-органических
изменений центральной и периферической нервной системы.
СЛУЧАЙ МАЛЬЧИКА (10 лет)
Главная жалоба
при обращении на прием: нервный тик со стороны лицевой мускулатуры:
носа, рта, тик шеи – повороты головы. Начались проявления тика с мигания
глаз, к моменту приема мигания глаз не отмечается. В спокойной
обстановке могут быть проявления тика, но они незначительны и
практически незаметны для окружающих. Когда вспоминает о тике, начинаются
проявления тика.
В анамнезе:
нервный тик в виде мигания глаз первый раз возник, когда ребенок пошел в
детский сад, очень тяжело адаптировался, проявления тика отмечались в
течение 1 месяца. Очень был ранимым ребенком, «терялся» от замечаний.
Второй раз тик проявился в середине года в первом классе, когда начались
переживания из-за соревнований. Один месяц назад после конфликта в школе
снова начались тики. Мальчик: «Тики раздражают сильно, злюсь, ломаю себе
нос (показывает, как ломает нос), хочу от этого избавиться. Голова болит
и некрасиво. Напряжение в шее, нос, рот –
тоже напряжение»
Мама: «Были в
школе проблемы с поведением, была драка, «придушил» мальчика за
непослушание, дерзил учителям. Было повышенное давление со стороны
учителей, говорили, что у ребенка повышенная агрессивность. Обратились к
психологу, психолог объяснила, что это связано с половым созреванием».
После отдыха летом в спортивном лагере пошла «крутизна». В сентябре
заболел респираторным заболеванием и не с первой недели пошел в школу,
не успел влиться в коллектив. Также сказалось рождение братика (сложно
адаптировался), сейчас его любит, целует. В школе ребенок
невнимательный, не слышит задания, пропала старательность, небрежно
пишет. Бегает на переменах, из-за невнимательности сбил девочку, она
сломала руку. При этом он считает, что девочка сама должна быть
внимательной. Дома – как будто в своем мире, взгляд отсутствующий, не
слышит, что говорят родители. Появилась пренебрежительность к сверстникам,
считает себя лучше их. Беспокойно спит, кричит во сне, плохо засыпает.
Страх темноты и высоты. Страх не перед соревнованиями, а как будут его
оценивать. Если выиграл бой, и папа его не похвалил, сильно переживает.
Порицания боится, ищет глазами папиного одобрения. Сильная связь
с авторитетом папы. Занимается также футболом. Мнение психолога, что
футбол растормаживает
ребенка.
Сестра (16 лет):
«Неприлично себя ведет, слишком вольготно, как хозяин (в клинике)».
Беременность мамы:
обида и испуг за дочь. Дочь упала, резко и быстро ее схватила (необычная для мамы реакция).
Из анамнеза раннего детского возраста: ребенок признавал только свою
квартиру и квартиру бабушки. Если шли в гости, он 10 минут стоял прежде,
чем войти. Настороженность.
Пищевые
пристрастия: сладости и печенье, раньше любил мясо.
Хобби: фильмы про
животных. Нравится рисовать, рисует крокодилов
Мальчик: «Нравятся
хищники: крокодилы, змеи».
Это необычно.
– Расскажи про
крокодилов?
Мальчик: «Крокодил
особенный, красивый, большой, прикольный. Он хватает добычу за горло,
утаскивает под воду, она задыхается и тогда ест ее».
По методике Р.
Шанкарана, одной из современных методик в гомеопатии, был подобран и
назначен гомеопатический препарат Crocodil 200 (по 1 грануле 2 вечера
перед сном).
Анализ случая
Уровень Va.
Царство животных
• Соперничество
• Сравнения,
выше-ниже, лучше других
• Один против
другого
• Лидерство
Уровень Vb.
Подцарство рептилии
• Attac from
hiding, concealed position (атака из укрытия)
• Camouflage
(камуфляж)
• Attac with
stealth, speed and surprise (атака неистовая, неожиданная)
• Sudden, ambush
attac (внезапная из засады)
• Violent attac
(неистовая атака)
• Basking
• Togh, protective
shield (защита, охранять)
Семейство
Crocodilian
Темы препарата:
• Доминирование,
подчинение
• Иерархия
• Босс
• Субординация
• Диктатор,
авторитарный, удерживать власть
• Сила
• Агрессия по
отношению к окружающим и к себе
• Общительный,
кооперация
• Атака
• Защита
• Тихий в семье,
на работе, с друзьями
• Удушье,
клаустрофобия
• Когда они
беспомощно подчиняются, они чувствуют удушье, клаустрофобию
• Реакции: от
терпимости к бунту
• Пациент должен
всегда доказывать, что он не слабый или даже будучи пойманным,
зафиксированным, мощной, сфокусированной атакой может решить свою
судьбу.
Уровень Vc.
Природный источник
Препараты:
• Crocodylus
acutus (американский крокодил)
• Crocodylus
niloticus (нильский крокодил)
• Crocodilus
novoguineae (новогвинейский крокодил)
Биологическая
информация
Крокодилы –
большие водные рептилии, живущие в тропиках Африки, Азии, Америки,
Австралии. Самые продвинутые по способу выживания. Заботливые родители.
В отличие от млекопитающих, они не могут контролировать температуру тела
и ищут другие пути согревания и охлаждения. Утром крокодилы греются на
солнце на берегу, потом соскальзывают в воду, защищаясь от дневного
солнца, открыв рот широко, позволяя уходить теплу. Мощная атака и
быстрое истощение.
Ключевые слова
• Агрессивность
• Территория
• Вольготно, как
хозяин
• Резкий
• Придушил
• ранимый
• Осторожный,
настороженный
• Сложная
адаптация
•
пренебрежительность
На повторном
приеме: тики только через 4 месяца прекратились и возобновились к
моменту приема через 6 месяцев, поэтому потенция гомеопатического
препарата была повышена до 1 М.
Через 3,5 месяца
заболел респираторным заболеванием и дополнительно получил гранулу
Crocodil 200. В поведении отмечалась положительная динамика: ребенок
стал себя сдерживать в школе. Дома
говорит, что готов был убить его. На дзюдо партнер не страхует, но он с
ним не дерется.
– Что чувствует?
Мальчик: «Злость в
мозгах».
- Что хочется
сделать?
- Чтобы он упал
плохо.
Следующий
повторный прием через 3 месяца, т.к. возобновились тики после операции
по поводу пупочной грыжи. Назначен препарат Crocodil 1 М, после которого
отмечалось значительное улучшение в поведении. Тики больше не
возобновлялись. На приеме в апреле 2012: оставались только бранные
слова, сама ситуация поменялась. Родители перевели ребенка в другую
школу, он нашел контакт с детьми. В настоящее время практически здоров,
нервные тики не беспокоят. В данном случае ребенок получил достаточно
редкий препарат, подобранный по методике Р.Шанкарана, который помог ему.
Первоначально мальчик получал другой гомеопатический препарат, полихрест
Ambra (мама лечилась совместно с ребенком тем же препаратом), который
работал в течение 2 лет у мальчика, но с началом полового созревания
перестал ему помогать. С развитием патологии на эмоционально-психическом
и ментальном уровнях возникла необходимость более глубокого анализа и
пересмотра препарата. Обращала на себя внимание странность: ребенок на
каждом приеме рисовал крокодилов, была сделана попытка изучить
информацию природного источника и препарата из него приготовленного
(крокодила), а также еще раз проанализировать информацию предыдущих
приемов.
Список литературы
1. Бадалян Л.О.
Детская неврология.
2. Rajan Sankaran
with Meghna Shah. Reptile.
Vol. 1. Mumbai, India, 2010
|